Владимир Алеников — Никто не читал Пушкина достаточно внимательно
- Владимир Михайлович, когда вы успеваете писать стихи, прозу, переводить, ставить в театре музыкальные спектакли и оперы? Как у вас хватает на все время?
 
- Я учу своих студентов, что всё надо делать быстро. Быстро - не значит плохо. Но если серьёзно, мне не так часто удается снимать кино, дело это весьма непростое, поэтому, когда появляются такие паузы, на кинематографическом языке они называются простои, то всё, о чём вы спрашиваете, и происходит.
 
- Один из ваших последних фильмов - психологический триллер «Странники терпенья». Расскажите о нем.
 
- Всю свою жизнь я во всех своих фильмах,  спектаклях и книгах рассказываю необычные истории любви – это все чем я занимаюсь. Любовь - главная человеческая эмоция. И «Странники терпенья» не исключение. Это история совсем не стандартной любви знаменитого фотографа и юной глухонемой модели. История, которая задаётся вопросом, насколько совместны гений и злодейство. В фильме много непредсказуемого для зрителя, я надеюсь. Но те, кто прочитал мой одноименный роман, который, к слову уже трижды был переиздан, знают развязку. Я всех в первую очередь отсылаю к книге. Ведь очень интересно сравнить впечатления от литературы с теми ощущениями, которые даст вам фильм.
 
- У вас играет там Константин Лавроненко и молодая польская актриса Майя Шопа, которая была уже награждена за эту работу на Всемирном кинофестивале в Монреале и на других фестивалях. Как вы её нашли?
 
- Майя очень талантлива, у неё есть все данные, чтобы стать крупной мировой звездой. Она только окончила Варшавский театральный институт, и это был ее дебют в кино. Мы искали главную героиню довольно долго. Сначала перебрали всех молодых актрис в Москве и Петербурге, потом решили искать за границей, смотрели актрис во Франции и Сербии, и вот, в конце концов, нашли в Польше.  Много сложных задач стояло перед исполнительницей. Они должна была быть очень харизматичной. Поскольку её героиня не говорит ни слова, нужно было лицо, от которого нельзя оторваться в течение двух часов. Кроме того в лице должна была быть какая-то нездешность, она такая чуть-чуть инопланетянка. Ну и как актриса она должна была быть очень сильной, ведь её героиня проходит огонь, воду и медные трубы, и психологически, и физически это весьма тяжело. К тому же она актриса театра пантомимы по роли и должна была быть очень пластичной. Так что найти актрису, в которой всё это сочеталось, было весьма непросто. Мы искали три месяца. А вот Константина Лавроненко не нужно было искать, как только он прочитал сценарий и на него откликнулся, то все стало ясно.
 
- Он единственный наш актер до сих пор получивший Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля.
 
- Да, пока что первый и последний.
- Наверняка он идеален для такой роли: "гений и злодейство”.
 
- Это вообще очень непростая тема. Александр Сергеевич Пушкин устами своего героя считал, как известно, что это «две вещи несовместные».  По моему же опыту все наоборот. Я в девяностых продюсировал сериал «Любовь Великих» для Рен ТВ. Мы задумывали аж сто серий, сняли же только двенадцать, деньги  у канала закончились. Героя во всех фильмах всегда играл Николай Караченцев, а героиню - Тамара Тана.  Любовные истории Чаплина, Эйнштейна, Гойи, Маяковского, Модильяни и многих других.  С точки зрения телевизионного продукта, проект был замечательный, даже американцы хотели купить у нас этот формат. Актеры поначалу выступали в ролях ведущих, а потом они перевоплощались в своих героев. Так вот, когда я готовил этот проект, то чем больше я залезал в личные жизни великих людей, тем больше я ужасался. Как оказалось, в подавляющем большинстве кумиры, оставившие нам великие шедевры, в личной жизни зачастую вели себя просто омерзительно. Пикассо, например, сек свою возлюбленную. Модильяни постоянно унижал бедную Женевьеву, которая покончила с собой, когда он умер. Поэтому, возвращаясь к вопросу, совместны ли гений и злодейство, я пришел к выводу что да, еще как совместны. Согласятся ли с этой мыслью зрители, которые посмотрят нашу картину, не знаю. Но надеюсь, что в любом случае фильм их захватит. Притом, что это триллер, это, повторюсь, еще и очень необычная история любви.
 
- Был ли у вас ещё опыт создания триллеров?
 
- Были у меня и американские триллеры. У первой моей американской картины, которую я снимал в 1991 году, было аж три названия. В Штатах она называлась «Время тьмы» ("Time of Darkness”), в Европе она шла под названием «Очищение» ("The Clearing”), а в России она вышла под оригинальным названием «Феофания, рисующая смерть». Главные роли сыграли Джордж Сигал и Тамара Тана.
 
- Как вы, российский режиссер, оказались и стали снимать кино в Голливуде?
 
- Это произошло совершенно неожиданно. Моя картина «Биндюжник и Король» (по пьесе Исаака Бабеля «Закат» и его же замечательным «Одесским рассказам»), драматический мюзикл с музыкой Александра Журбина и с блистательным созвездием великих артистов, была приглашена в конкурс Лос-Анджелесского международного кинофестиваля. Ехать на родину мюзиклов с мюзиклом было довольно авантюрно, как в Тулу со своим самоваром, так что я ни на что особенно не надеялся.  Тем более что это большой фестиваль, картины со всего мира. Но это был первый случай в его истории, когда картину показали дважды, потому что двухтысячный зал не вмещал всех желающих. Был большой ажиотаж, много интервью, телевидение, радио, и я тогда получил с полдюжины предложений от американских продюсеров и подписал свой первый голливудский контракт.  И застрял там на энное количество лет, снимал кино. Потом была картина «Пистолет (с 6 до 7 30 вечера)», тоже, кстати, драматический триллер. Премьера была на Всемирном Монреальском кинофестивале, также как и с фильмом «Странники терпенья». «Пистолет» там представлял США в главном конкурсе. Потом я был приглашен преподавать, я был профессором Лос-Анджелесского университета, преподавал там кинорежиссуру какое-то время.
- То есть, у вас, как и у Андрона Кончаловского был такой голливудский период. Почему вы не остались там? Снимали бы сейчас для платформ что-то масштабное.
 
- Хотя я вроде бы учил американцев, как им снимать кино в течение ряда лет, но я точно понял, что я не американский режиссер. У меня другой менталитет. Я по-другому воспринимаю кино, жизнь, искусство, я другие книги читал в детстве. И переделывать себя поздновато. Может быть, если бы мои картины пользовались огромным коммерческим успехом, и передо мной бы открылись все двери, всё бы сложилось по-иному. Но мои фильмы, несмотря на все призы, которые они получали, ни разу не становились блокбастерами, а просто вставать в ряд средних или даже полусредних американских режиссеров и снимать «что изволите», лишь бы работать, мне совсем не интересно. Мне нравится делать то, что я люблю, то, что я сам придумываю, пишу. Этим я живу, и это для меня, пожалуй, важнее всего. Я всю жизнь занимаюсь авторским кино для широкого зрителя. Но это не бессмысленное коммерческое кино. Я бы никогда не взялся снимать каких-нибудь «трансформеров». Мне интересно рассказывать собственные истории.  Я сначала их опробую в книгах. Это обычный путь для моих фильмов. Сначала книга, потом сценарий, потом кино.
 
- Уникальное качество. Вы можете быть и режиссером, и сценаристом, и продюсером. Мало таких режиссеров, которые все это совмещают.
 
- Так случилось, наверное, потому что так складывалась моя биография. По образованию я театральный режиссер, а до этого уже писал, публиковал стихи, рассказы, пьесы. Я учился в Питере на актерско-режиссерском курсе, кафедра Товстоногова, класс Сусловича. И ещё заканчивал Драматургическую студию Арбузова и Алексина.
 
- Расскажите о ваших театральных проектах.
 
- Самая шумная премьера за последнее время была, наверное, в Первом русском драматическом театре имени Волкова в Ярославле. Это спектакль под названием «Пушкиниана. Любовь и карты» с Любовью Казарновской в главной роли. Я соединил в этой постановке вещи казалось бы несоединимые -  «Пиковую даму» с «Евгением Онегиным», оперу с драмой, пантомиму с кино. Хореографом был мой любимый Егор Дружинин. Спектакль пользуется большим успехом, идет с неизменными аншлагами. Перед этим там же была премьера другого моего спектакля - «Девушка для прощаний», это такая большая комедийная мелодрама, там тоже много музыки и ярких вокальных и танцевальных номеров. Хореография опять же Егора Дружинина, а музыку писала талантливый американский композитор Варвара Рогович. Наверное стоит сказать ещё об одном спектакле, это опера «Фрау Шиндлер» на музыку американского композитора Томаса Морса, которую я поставил здесь, в Москве - в знаменитом Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича–Данченко. Он получил весьма престижную премию «Скрипач на крыше». Это история знаменитого «Списка Шиндлера», только в отличие от великого фильма Стивена Спилберга, где жена Оскара Шиндлера, Эмили просто выпала из этой картины, в опере рассказана история самой  Эмили, без которой ничего бы не произошло, никакого спасения евреев, без ее денег, инициативы, активности ничего бы Оскар не смог сделать. А новая моя пьеса называется «Страсти по Бомарше», для её постановки нужна большая хорошая труппа.
 
- Премьера вашего нового фильма также прошла с большим резонансом. Как вы работали над фильмом «Небесная команда»?
 
- Фильм посвящён знаменитой хоккейной команде «Локомотив», которая погибла в авиакатастрофе 10 лет тому назад. Премьера его состоялась в день гибели – 7 сентября. Это не обычный спортивный фильм, где, как правило, герои преодолевают всякие препятствия и, в конце концов, добиваются победы. Это опять же фильм о любви. Причём о любви в разных её ипостасях. О любви болельщиков к команде, прачки, работавшей в «Локомотиве», о яркой любви молодых хоккеистов и их невест. В тот несостоявшийся сезон должны были пожениться с полдюжины пар. Мы рассказываем о команде сквозь призму людей, окружавших её.  Действие фильма происходит в течение двух дней, 6 и 7 сентября 2011 года.  Это история людей, которые собираются и едут на матч в Минске. Матч, который так и не состоялся. Вместо него была потрясающая прощальная церемония, где игроки минского Динамо объезжали портреты погибших хоккеистов  на льду и забивали символические шайбы в свои ворота в память о погибших. Наш прокатчик – «Каро» - был против того, чтобы мы отправляли фильм на фестивали до проката, так что сейчас, когда прокат закончился, начинается его фестивальная жизнь. Мы уже получили первый приз на фестивале исторических фильмов «Вече» в Великом Новгороде.
- Сейчас у вас свой театр и новые невероятные проекты! Уникальность театра "ANTE” в его синтезе жанров – сочетание драматического и оперного театра в сопровождении живого оркестра. Какие проекты стоит там обязательно посмотреть и чего ждать от вас в ближайшем будущем?
 
- Театр ANTE, что по латыни означает «вперёд», действительно уникален. Мы соединяем в одном спектакле и замечательных оперных исполнителей, и талантливых драматических артистов, среди которых ряд моих учеников по Академии Никиты Михалкова. Об этом мечтал ещё Станиславский, но руки у него так и не дошли.  И вы правы, все наши спектакли идут в сопровождении живой музыки. Театр совсем новый, мы существуем всего полгода, но сделано за это время немало, выпущено с полдюжины премьер. Визитная карточка театра, с которого он начался – спектакль «Ожидание» на основе оперы Микаэла Таривердиева и поэмы Роберта Рождественского – истории нескольких женщин, ждущих своих возлюбленных. В роли Певицы - музыкальный руководитель театра, лауреат международных конкурсов, солистка Большого театра и театра Станиславского и Немировича-Данченко Ксения Мусланова. Другой наш весьма оригинальный, ни на что не похожий спектакль – «Горгона Медуза», это моя пьеса, парафраз знаменитого античного мифа с музыкой Варвары Рогович. Ну а самая последняя премьера – «Гений и злодейство», всё на ту же, волнующую меня тему - музыкальный спектакль по трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери». В роли Сальери Александр Рапопорт. Смею думать, что за всю историю многочисленных постановок этой великой пьесы наша трактовка самая необычная и правильная. Просто никто не прочитал Пушкина достаточно внимательно. Театр бурно развивается, только что мы вернулись с первых гастролей, которые с огромным успехом прошли на Чукотке, в Анадыре. В ближайшее время приступаю к постановке своей новой пьесы «Смертельный джаз». Нас поддерживают Московский дом книги на Арбате, на площадке которого «Книгомания» мы играем наши спектакли, и генеральный спонсор театра. Есть и серьёзные кинопроекты, ведь каждая моя книга - это по сути потенциальное кино. Планов много, надеюсь, пандемия, наконец, закончится и не помешает их осуществить.
 
Мария Чемберлен.
Фото из личного архива В.Аленикова