20 августа Тульский кремль стал естественной декорацией для масштабного события. Само его название – «Императорские сезоны», обладающее энергией культурной традиции, обязывало к открытию дверей в мир музыкально-театральной роскоши и несуетного наслаждения прекрасным.
Тульский филармонический симфонический оркестр (художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный артист России Владислав Лаврик), Тульский государственный хор (художественный руководитель – профессор Александр Соловьёв, дирижёр – Алексей Зайцев), объединились с силами солистов ведущих московских оперных театров в проекте «Кремлевская опера – 2022».
20 августа 2022 года Соборная площадь Тульского кремля стала местом исполнения «Иоланты» П.И. Чайковского и «Алеко» С.В. Рахманинова. Выбор невероятно удачный и неслучайный: последняя опера Чайковского и первая опера Рахманинова имеют долгую общую сценическую историю. Она связывает вместе имена двух самых популярных русских композиторов, с их музыкой во всем мире ассоциируется Россия.
На церемонии открытия «Императорских сезонов в Тульском кремле» артистов и зрителей приветствовала заместитель председателя правительства Тульской области Ольга Гремякова.
– Тульская область вошла в федеральный проект «Императорский маршрут», и «Императорские сезоны в Тульском кремле» стали частью этого проекта, — отметила Ольга Гремякова. – Мы рады приветствовать исполнителей и зрителей, онлайн-трансляция этого события идет на портале Министерства культуры РФ, а это значит, что его участниками могут стать все поклонники оперного искусства не только России, но и других стран…
Загадочная «Иоланта» Чайковского прошла в концертной версии, - настораживающее публику словосочетание, оказалось на деле полным прекрасной актерской игры и блестящего вокала. Достаточно было минуты чистого, ангельского пения Ксении Муслановой (сопрано) – и об отсутствии декорационных пряностей больше никто и не вспомнил. В ансамбле с Иолантой тенор Максим Дорофеев (Водемон), бас Анатолий Захаров (король Рене) и баритон Анджей Белецкий (Эбн-Хакиа) показали высочайший класс музыкально-театрального мастерства.
Исполнение «Алеко» Рахманинова было посвящено предстоящему 150-летнему юбилею композитора. «Спектакль, рассказанный ветром», – так назвали интерпретацию «Алеко» Виктория Агаркова, творческая группа «(NE)зависимый театр» и художник Ирина Дерябина. Отказавшись от сочной «цыганщины», они наполнили спектакль тонким символизмом. Формат semi-stage – всегда зона открытий. Открытием оказалось сценическое пространство. Ограниченное копьями красных колосьев-ножей, окруженное движением колеса – символом кибитки и судьбы, оно вовлекло в свою жизнь станки хора, авансцену. Вкус крови в цветовом решении, заунывная декламация фрагментов «Цыган» Пушкина, словно тихий шелест колосьев, шум ветра, - вечный фон предчувствия беды.
Вновь на сцене — Ксения Мусланова (Земфира), Анатолий Захаров (Старый цыган), Максим Дорофеев (Молодой цыган). Партию Алеко исполнил Михаил Атаманович (баритон). Увидеть и услышать блестящего уровня ансамбль исполнителей – редкая удача для публики.
В антракте зрителей ожидал еще один подарок – променад в духе дивертисментов XVIII века. На Казанской набережной прошло театрализованное действо «Династия. Сквозь время» с участием артистов тульских театров и филармонии. Перед зрителями ожила вся история Тулы трехвековой эпохи Романовых. Водная феерия с плывущими ладьей и петровским фрегатом, тульские песни и прогулки дамочек в обнимку с гусарами, — чем не «Императорский дивертисмент»?
Проект «Императорские сезоны в Тульском кремле» реализуется Тульской филармонией на средства гранта Президентского фонда культурных инициатив при поддержке правительства Тульской области. Организатор – АНО «Творческая лаборатория «Альфа Мюзик», партнёр Тульской филармонии в реализации проекта – банк ВТБ.